Statement by Russian and International NGOs “On the III Regional NGO Congress of the Council of Europe”

We, the representatives of independent non-governmental organizations, announce our critical view on the organization of the III Regional NGO Congress of Eastern European Countries under the Auspices of the Council of Europe and our disagreement with the principles on which it is being organized.

 We believe that the event planned for the beginning of December in Penza (Russia) cannot be called the III Regional NGO Congress because it does not contribute to the development of the Council of Europe principles – Human Rights, Democracy and the Rule of Law. Neither by the way it is being organized nor by its contents does it reach the goal of NGO Congresses as stated by the Council of Europe – “to gather leading national NGOs to discuss current problems of civil participation in the development and consolidation of democracy”. This evidently breaks continuity regarding the two previous congresses, which took place in Warsaw in 2005 and Kyiv in 2007. The actual organizers of the congress – the representatives of Russian authorities and the Council of Europe – are responsible for the situation.

The main role in organizing the previous congresses was played by international organizational committees which included NGO representatives from Poland, Ukraine, Belarus, Russia, and the congresses themselves were planned as the communication of equals, who discussed civil activists’ practical experience and the common problems of civil construction in our countries. To the contrary, during the organization of the meeting in Penza, equal cooperation between NGOs was substituted with an obscure interaction between the Federation Council of the Russian Federation and the Council of Europe, who made key decisions. All alternative suggestions about the organization of the III Congress that were proposed by independent NGOs during spring-fall 2008 were rejected or ignored.

The civil activists of our countries are offered to play by the rules set without them at an event that was supposed to become their own meeting and a field for free communication. Unfortunately, the NGO Department of the Council of Europe and the INGO Confederation of the Council of Europe has put up with the new “rules” in Russia offered by the power structures and influential circles, and could not or did not want to insist on organizing the Congress in its original format, which showed the importance of civil organizations in a democratic society. At Eventually, the independent NGOs of our countries were offered to play the role of “technical assistants” and “a crowd of extras” for the leaders of the Public Chamber. Furthermore, an open discussion of the real challenges of civil society in our countries for replaced with an imitation. An event organized in such a way does not contribute to the promotion of the basic values of the Council of Europe – moreover, it even undermines its prestige and damages the civil society of the whole region, especially in Russia.

Should the event in Penza be recognized as another NGO Congress of the Council of Europe, it would mean that the structures of the Council of Europe support Russian authorities in their approach to civil society and by that reinforce and legitimize the policy of controlling NGOs and setting bounds to their independence, as done in some of the countries of the region.

The fact that this meeting is organized in such a way by Russian authorities and the “official civil activists” close to them does not surprise us. It is absolutely right-on. But we are surprised and extremely disappointed by the Council of Europe, which supports such activities. Not only does it obviously damage the image of a respectable international organization, but also humiliate Russia, as a matter of fact. It seems that, according to the Council of Europe, the norms, standards and regulations, according to which democratic organizations in other European countries work, do not apply to Russia. This includes countries that border Russia, such as Poland and the Ukraine, where the democratic rules of organizing an NGO congress did work and where the Council of Europe entrusted NGOs with the organization of their congresses without interference or control on the part of the authorities, while in Russia the organization of a public event had to be re-entrusted to the federal authorities. So, Russia has been as good as excluded from the club of democratic countries by agreeing to cooperate upon terms of “sovereign democracy” and making everyone believe that another way is impossible in this country. We disagree with that strongly.

We believe that Russian civil organizations and their partners from abroad are able themselves to organize a real NGO congress to reach the goals it was meant to reach: to create a field for free interaction between NGO leaders and for exchanging positive experience of the civil initiative in the sphere of promoting democracy, human rights and the rule of law. We see no point in imitating the discussion of “the examples of positive cooperation with the authorities” instead of a real dialogue with them, the very sense of which is heated debates with independent civil leaders, not the confirmation of support for the power vertical on the part of the invariably loyal pseudo-public organizations.

Basing on these principles, we pass a no-confidence motion against the organizational committee of the Penza event and refuse to call it the NGO Congress of the Council of Europe. At the same time, we support the intention itself of the Council of Europe to organize a congress in Russia and announce that we are ready to start helping with the organization of a real NGO Congress in the nearest future in order to promote the values of the Council of Europe and form civil networks of cooperation and solidarity – according to the “Principles of Preparation and Organization of the III NGO Congress of Eastern European Countries under the Auspices of the Council of Europe”, developed by a group of independent Russian NGOs and sent to the Organizational committee of the Penza event and to the Council of Europe on the 11th of November. We are not going to play along the political conditions of the authorities of the host country and international officials, and will make our civil forum truly public and prove to our compatriots that their civil representative are able to work efficiently without the authoritative bureaucratic “crutches” and the notorious “administrative resource”. We ask all the concerned civil organization of Eastern Europe to join us.

Composed on the 26th of November, 2008, and open for signing by the concerned non-governmental organization of Central and Eastern Europe and New Independent States.
 

  1. Moscow Helsinki Group (Russia)
  2. Coalition “We, the Citizens!” (Russia)
  3. Centre for the Development of Democracy and Human Rights (Russia)
  4. International Foundation of Political and Law Research “Interlegal”
  5. International Youth Human Rights Movement
              The statement has been supported by:
  6. Nizhniy Novgorod Human Rights Union (Nizhny Novgorod, Russia)
  7. Foundation “Public Verdict” (Russia)
  8. Movement “For Russia without Racism” (Russia)
  9. Omsk Journalists Trade Union (Omsk, Russia)
  10. Interregional Human Rights Group – Voronezh / Chernozemie (Voronezh, Russia)
  11. Human Rights Centre (Tula, Russia)
  12. International Movement against Crime and Corruption “Our Right”
  13. Youth Human Rights Group “System of Coordinates” (Vladimir, Russia)
  14. Free University (Voronezh, Russia)
  15. Civil Actions Movement “GROZA” / Green Alternative (Russia)
  16. Civic Assistance Committee (Russia)
  17. Foundation for Legal Technologies Development (Belarus/Ukraine)
  18. Kazan Community Foundation (Kazan, Russia)
  19. Centre of Peace-Making Initiatives (Kazan, Russia)
  20. Foundation “Open Altai” (Barnaul, Russia)
  21. Institute of Public Problems “United Europe” (Orel, Russia)
  22. Information Agency “Centre-Rus” (Orel, Russia)
  23. Autonomous Non-Commercial Organization “Novorossiysk Centre for Human Rights” (Novorossiysk, Russia)
  24. International Public Foundation “Golos” (Voronezh, Russia)
  25. “Ecodefense!” (Kaliningrad, Russia)
  26. All-Russian Organization “Young Europe” (Russia)
  27. NGO "Terra-1530" (Galesti, Moldova)
  28. Voronezh Regional Branch of the All-Russian Public Movement “For Human Rights” (Voronezh, Russia)
  29. International Youth Resource Centre (Ukraine)
  30. Saint-Petersburg Human Rights Council (Saint-Petersburg, Russia)
  31. Helsinki Association (Armenia)
  32. “National Capital” Group of the All-Russian Civil Network (Russia)
  33. Committee in Defense of the Victims of the Repressions “Solidarity” (Belarus)
  34. Azerbaijan Human Rights Centre (Azerbaijan)
  35. Human Rights Centre (Georgia)
  36. Foundation “Europe-XXI” (Ukraine)
  37. Ostgruppen – Swedish Initiative for Democracy and Human Rights (Sweden)
  38. Youth Public Organization “New Forms of Social Technologies (People’s Foundation)” (Moscow, Russia)
  39. Foundation “For Ecological and Social Justice” (Russia)
  40. Penza Regional Branch of the All-Russian Public Movement “For Human Rights” (Penza, Russia)
  41. Youth Public Organization “Youth Institute” (Russia)
  42. Youth Human Rights Group – Lvov (Ukraine)
  43. International Public Movement of Support for Migrants and Their Association “Forum of Migrants Organizations”
  44. Ecological Human Rights Centre “Bellona” (Saint-Petersburg, Russia)
  45. Human Rights Centre “Memorial” (Russia)
  46. Foundation “Democratic Initiatives” (Ukraine)
  47. Penza Society “Memorial” (Penza, Russia)
  48. Kharkiv Human Rights Group (Kharkiv, Ukraine)
  49. International Historical, Educational, Charitable and Human Rights Movement "Memorial"
  50. Youth Group for Tolerance “ETHnICS” (Krasnodar, Russia)
  51. Centre “Demos” (Russia)
  52. Moscow Human Rights School (Moscow, Russia)
  53. Voronezh Regional Branch of the Association “For Civil Education” (Voronezh, Russia)
  54. Helsinki Human Rights Foundation (Warsaw, Poland)
  55. “The 42nd Article of the Constitution” (Tbilisi, Georgia)
  56. Komi Human Rights Committee “Memorial” (Syktyvkar, Russia)
  57. The Union of Solidarity with Political Prisoners (Russia)
  58. Anti-War Club (Russia)
  59. Autonomous Non-Commercial Organization “Research and Methodology Centre Humanist” (Moscow, Russia)
  60. Youth Centre of Human Rights and Legal Culture (Moscow, Russia)
  61. Public Union “Blago” (Karaganda, Kazakhstan)
  62. Autonomous Non-Commercial Organization “Synthesis-Theatre “Do” (Penza, Russia)
  63. Zhitomir Public Human Rights Organization “Teachers for Democracy and Justice” (Zhitomir, Ukraine)
  64. Foundation “Legal Initiative” (Nazran, Russia)
  65. Non-Governmental Organization “European Choice” (Ukraine)
  66. Ryazan School of Human Rights (Ryazan, Russia)
  67. Kola Association of Female Lawyers (Russia)
  68. “Memorial” (Murmansk, Russia)
  69. Humanitarian and Charitable Centre “Sostradanie” (Russia)
  70. Public Movement “Russian People’s Democratic Union” (Russia)
  71. Soldiers’ Mothers Committee of the Kaliningrad Region (Kaliningrad, Russia)
  72. Ryazan Regional Branch of the All-Russian Public Movement “For Human Rights” (Ryazan, Russia)
  73. International Foundation of Humanitarian Initiatives (Moscow, Russia)
  74. International Committee of Civil Diplomacy (Moscow, Russia)
  75. South Siberian Human Rights Centre (Russia)
  76. Youth Agency of Civil Education (Russia)
  77. Regional Foundation "Confederation of Millennium" (Krasnodar, Russia)
  78. Center of Civic Freedoms (Ukraine)
  79. Centre of enlightenment, art and cinema "Youth" (Voronezh, Russia)
  80. Public Association “Center for Social Innovations” (Belarus)
  81. Public Association ECOU-XXI (Moldova)

Заявление российских и международных НПО «О третьем региональном Конгрессе НПО Совета Европы»

Мы, представители независимых неправительственных организаций, заявляем о своем критическом отношении к ходу подготовки III регионального Конгресса НПО стран Восточной Европы под эгидой Совета Европы и несогласии с принципами его организации.

 

Мы считаем, что запланированное на начало декабря мероприятие в Пензе (Россия) не может носить название Третьего регионального конгресса НПО, так как оно не способствует подлинному диалогу лидеров гражданских организаций стран Восточной Европы и продвижению основных ценностей Совета Европы – демократии, прав человека и верховенства права. Ни по формату подготовки и проведения, ни по содержанию оно не достигает заявленной Советом Европы цели проведения Конгрессов НПО – «собрание ведущих национальных НПО для обсуждения актуальных проблем в области гражданского участия в строительстве и консолидации демократии». Тем самым очевидно нарушается преемственность по отношению к двум первым конгрессам, прошедшим в Варшаве в 2005 и Киеве в 2007 г. Ответственность за такое положение дел несут фактические организаторы встречи – представители как российских властей, так и Совета Европы.

Основную роль в подготовке двух предыдущих Конгрессов играли международные оргкомитеты из представителей НПО Польши, Украины, Беларуси, России, а сами эти конгрессы задумывались как общение равных с равными для обсуждения практического опыта общественных активистов и общих проблем гражданского строительства в наших странах. Напротив, при подготовке встречи в Пензе равноправное сотрудничество гражданских организаций восточноевропейского региона подменено непрозрачным взаимодействием между структурами Совета Федерации РФ и Совета Европы и принятием ими ключевых решений. Альтернативные предложения по проведению третьего Конгресса, выдвигавшиеся независимыми НПО в течение весны-осени 2008 г., были отвергнуты или проигнорированы.

Гражданским активистам наших стран предлагается играть по правилам, установленным без их участия, на мероприятии, которое должно быть их собственной встречей и площадкой свободного общения. К сожалению, отдел НПО Совета Европы и Конференция международных НПО Совета Европы смирились с новыми «правилами», предложенными им в России властными и околовластными структурами, и не смогли или не захотели настоять на проведении Конгресса в его изначальном формате, отражающем важную роль гражданских организаций в жизни демократического общества. В итоге независимым НПО наших стран фактически предлагается выполнение роли «технических подручных» и «массовки» для выступлений лидеров Общественной Палаты. При этом откровенное обсуждение реальных вызовов, стоящих перед гражданским обществом наших стран, заменяется его имитацией. Организованное подобным образом мероприятие не только не способствует продвижению основополагающих ценностей Совета Европы, но и подрывает его авторитет и наносит ущерб гражданскому обществу всего нашего региона и, в особенности, России.

Признание мероприятия, проводимого в Пензе, как очередного Конгресса НПО Совета Европы означало бы, что структуры Совета Европы поддерживают российские власти в их подходе к гражданскому обществу и тем самым укрепляют и легитимизируют политику контроля над НПО и ограничения их независимости, используемую властями некоторых стран региона.

То, что эту встречу таким образом готовят российские власти и приближенные к ним «официальные общественники», нас не удивляет. Это вполне в духе времени. Но мы удивлены и крайне разочарованы тем, что этому содействуют представители Совета Европы. Они не только наносят этим очевидный урон репутации уважаемой международной организации, но и фактически унижают Россию. Получается, что, по их мнению, к ней не применимы нормы, требования и стандарты, по которым работают демократические организации в других странах Европы, в том числе и соседних с Россией Польше и Украине: в этих странах работают демократические правила организации Конгресса НПО, и Совет Европы доверяет НПО провести свой Конгресс без вмешательства и контроля со стороны власти, а в России организацию общественного мероприятия необходимо передоверить федеральной власти. Таким образом, Россию фактически исключают из клуба демократических стран, соглашаясь работать с ней на основе принципов «суверенной демократии» и заставляя всех поверить, что в этой стране иной порядок просто невозможен. Мы с этим категорически не согласны.

Мы убеждены, что российские гражданские организации и их зарубежные партнеры вполне способны самостоятельно организовать реальный конгресс НПО для реализации тех целей, ради которых он и задумывался – создания площадки для свободного общения лидеров неправительственных организаций и обмена лучшим опытом гражданских инициатив в сфере продвижения демократии, прав человека и верховенства права. Мы не видим смысла в имитации обсуждения «положительных примеров сотрудничества с властью» вместо реального диалога с ней, смысл которого состоит именно в острых спорах с независимыми от нее гражданскими лидерами, а не в получении властной вертикалью поддержки от заведомо лояльных ей псевдообщественных организаций.

Основываясь на этих позициях, мы выражаем недоверие оргкомитету мероприятия в Пензе и отказываемся признать эту встречу Конгрессом НПО Совета Европы. При этом мы поддерживаем само намерение Совета Европы провести Конгресс в России и заявляем о нашей готовности начать подготовку в ближайшей перспективе настоящего Конгресса НПО для продвижения ценностей Совета Европы и формирования гражданских сетей сотрудничества и солидарности – в соответствии с «Принципами подготовки и проведения III Конгресса НПО стран Восточной Европы под эгидой Совета Европы», разработанными группой независимых российских НПО и направленными в Оргкомитет мероприятия в Пензе и в Совет Европы 11 ноября. Мы не намерены подыгрывать политической конъюнктуре властей страны-организатора и международных чиновников и сделаем наш общественный форум по-настоящему общественным, доказав гражданам наших стран, что их общественные представители способны эффективно работать без властных бюрократических «костылей» и пресловутого «административного ресурса». Мы приглашаем все заинтересованные гражданские организации Восточной Европы присоединиться к нам.

Составлено 26 ноября 2008 г. и открыто для подписания заинтересованными неправительственными организациями региона Центральной и Восточной Европы и ННГ

Подписать Заявление
 

  1. Московская Хельсинская группа (Россия)
  2. Коалиция "Мы, граждане!" (Россия)
  3. Центр развития демократии и прав человека (Россия)
  4. Международный Фонд политико-правовых исследований "Интерлигал"
  5. Международное Молодежное Правозащитное Движение
              Заявление поддержали:
  6. Нижегородский правозащитный союз (Нижний Новгород, Россия)
  7. Фонд "Общественный вердикт" (Россия)
  8. Движение "За Россию без расизма" (Россия)
  9. Омский профсоюз журналистов (г. Омск, Россия)
  10. Межрегиональная правозащитная группа - Воронеж/Черноземье (г. Воронеж, Россия)
  11. Правозащитный центр (г. Тула, Россия)
  12. Международное Движение против преступности и коррупции "Наше право"
  13. Молодежная Правозащитная Группа "Система Координат" (г. Владимир, Россия)
  14. Свободный Университет (г. Воронеж, Россия)
  15. Движение гражданских действий "ГРОЗА" (Россия)
  16. Комитет "Гражданское содействие" (Россия)
  17. Фонд развития правовых технологий (Беларусь/Украина)
  18. Фонд местного сообщества г. Казани (г. Казань, Россия)
  19. Центр миротворческих и правозащитных действий (г. Казань, Россия)
  20. Фонд "Открытый Алтай" (г. Барнаул, Россия)
  21. Институт общественных проблем "Единая Европа" (г. Орел, Россия)
  22. Информационное агентство "Центр-Рус" (г. Орел, Россия)
  23. АНО "Новороссийский комитет по правам человека" (г. Новороссийск, Россия)
  24. МОФ "Голос" (г. Воронеж, Россия)
  25. "Экозащита" (г. Калининград, Россия)
  26. Общероссийская организация "Молодая Европа" (Россия)
  27. NGO "Terra-1530" (г. Галести, Молдова)
  28. Воронежское региональное отделение ООД "За права человека" (г. Воронеж, Россия)
  29. Международный Молодежный Ресурсный Центр (Украина)
  30. Правозащитный совет Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, Россия)
  31. Хельсинкская Ассоциация (Армения)
  32. Группа "Народный капитал" Всероссийской Гражданской Сети (Россия)
  33. Комитет защиты репрессированных "Солидарность" (Беларусь)
  34. Правозащитный Центр Азербайджана (Азербайджан)
  35. Центр прав человека (Грузия)
  36. Фонд "Европа-XXI" (Украина)
  37. Остгруппен - Шведская инициатива за демократию и права человека (Швеция)
  38. МОО Новые Формы Социальных Технологий (Народный Фонд) (Москва, Россия)
  39. Фонд «За экологическую и социальную справедливость» (Россия)
  40. Пензенское региональное отделение  движения  "За права человека" (Пенза, Россия)
  41. МОО «Институт молодежи» (Россия)
  42. Молодежная Правозащитная Группа - Львов (Украина)
  43. Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям "Форум переселенческих организаций"
  44. Экологический правозащитный центр "Беллона" (Санкт-Петербург, Россия)
  45. Правозащитный центр "Мемориал" (Россия)
  46. Фонд "Демократические инициативы" (Украина)
  47. Пензенское общество "Мемориал" (Пенза, Россия)
  48. Харьковская правозащитная группа (Харьков, Украина)
  49. Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество “Мемориал”
  50. Молодежная группа за толерантность "ЭТНИКА" (Краснодар, Россия)
  51. Центр "Демос" (Россия)
  52. Московская школа прав человека (Москва, Россия)
  53. Воронежское региональное отделение Ассоциации "За гражданское образование" (Воронеж, Россия)
  54. "Хельсинкский Фонд по Правам Человека" (Варшава, Польша)
  55. "42-я статья Конституции" (Тбилиси, Грузия)
  56. Коми Правозащитная Комиссия "Мемориал" (Сыктывкар, Россия)
  57. Союз солидарности с политзаключенными (Россия)
  58. Антивоенный Клуб (Россия)
  59. АНО "Научно-методический центр "Гуманист" (Москва, Россия)
  60. "Молодежный центр прав человека и правовой культуры" (Москва, Россия)
  61. Общественное объединение "Благо" (Караганда, Казахстан)
  62. Автономная некоммерческая организация "Синтез- театр "ДО" (Пенза, Россия)
  63. Житомирская общественная правозащитная организация "Учителя за демократию и справедливость" (Житомир, Украина)
  64. Фонд "Правовая Инициатива" (Назрань, Россия)
  65. НПО «Европейский выбор» (Украина)
  66. Рязанская Школа прав человека (Рязань, Россия)
  67. Кольская ассоциация женщин-юристов (Россия)
  68. Мурманский "Мемориал" (Россия)
  69. Гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание" (Россия)
  70. Общественное движение "Российский народно-демократический союз" (Россия)
  71. Комитет солдатских матерей (КСМ) Калининградской области (Калининград, Россия)
  72. Рязанское региональное отделение общероссийского общественного движения "За права человека" (Рязань, Россия)
  73. Международный фонд гуманитарных инициатив (Москва, Россия)
  74. Международный комитет гражданской дипломатии (Москва, Россия)
  75. Южно-Сибирский правозащитный центр (Россия)
  76. Молодежное агенство гражданского просвещения (Россия)
  77. Краснодарский Региональный Общественный Фонд "Конфедерация тысячелетия" (Краснодар, Россия)
  78. Центр Гражданских Свобод (Украина)
  79. БФ "Центр просвещения, искусства и кино "Юность" (Россия)
  80. Центр социальных инноваций (Беларусь)
  81. Общественная Ассоциация ECOU-XXI (Молдова)
  82. Всероссийское движение «За честный рынок» (ВДЧР) (Россия)